Подтверждение полученных доходовТрадиционно учету расходов уделяется наивысшее внимание. Если допустить «погрешности» в оформлении первички или хуже – потерять ее, то можно ожидать, что при проверке налоговые инспекторы расходы снимут и доначислят налоги.

Но доходы точно никто не попросит убрать из учета, даже если никаких документов по ним нет. Поэтому подтверждению доходов внимание не уделяется. Вы можете мне возразить, заявив примерно следующее: плачу же я налоги с того, что на счет приходит!

Но достаточно ли этого? Или здесь тоже нужны «доказательства вашей невиновности»?

Документы для налогового учета

Налоговый кодекс для признания любых расходов ставит обязательные условия: они должны быть экономически обоснованными, направленными на получение доходов и документально подтвержденными. Для доходов условие документального подтверждения в НК прямо не указано.

Давайте предположим наиболее простую ситуацию – ИП работает на УСН «доходы» и ведет только налоговый учет доходов, с которых уплачивает единый налог.

Согласно ст.346.15 НК при расчете налога учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы. Доход от реализации – это выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от реализации имущественных прав.

На УСН действует кассовый метод, т.е. доходы признаются в день их поступления на расчетный счет, в кассу, в день получения иного имущества или имущественных прав, а также путем погашения задолженности покупателем другим способом.

ИП на УСН ведут налоговый учет в Книге учета доходов и расходов (ст.346.24 НК, приказ Минфина от 22.10.2012г. №135н). В день, когда доход получен (например, от покупателя пришли деньги на расчетный счет), делается запись в Книгу. При этом в графе 2 обязательно указывается дата и номер первичного документа, на основании которого отражается доход.

Понятия «первичный документ» налоговое законодательство не содержит, это термин бухгалтерского учета. Его содержание,  также обязательные реквизиты первичных документов, приводятся в законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Первичный документ свидетельствует, что хозяйственная операция совершена. На основании каких документов в Книге учета могут быть отражены полученные доходы? Например, для расчетного счета:

— выписка банка;

— платежное поручение лица, от которого пришел платеж;

— мемориальный одер банка.

Если ваша выручка приходит на расчетный счет, то первичные документы по полученным доходам у вас будут. Например, вы их распечатаете из интернет-банка.

При чем здесь «отмывание» денег

Однако важно не только иметь документы, подтверждающие приход денег, но и бумаги, подтверждающие их происхождение.

В последние годы государством уделяется большое внимание т.н. «отмыванию» денег. В самом общем смысле под этим термином понимается процесс подмены реальных нелегальных источников денежных средств фиктивными легальными.

Чтобы оставаться с точки зрения законодательства «белыми и пушистыми», вам необходимо иметь возможность подтвердить происхождение ваших доходов. Т.е. объяснить, в том числе и с помощью документов, что ваша деятельность ведется реально – продаются товары, выполняются работы, оказываются услуги.

Участие в незаконных схемах «отмывания» денег влечет уголовную ответственность по целому ряду статей (среди них — пособничество в уклонении от платы налогов, организация преступного сообщества, легализация денежных средств, лжепредпринимательство).

Какие документы, подтверждающие происхождение поступлений на ваш расчетный счет у вас могут быть:

— договор (особенно при длительных отношениях с заказчиком/покупателем)

— акт выполненных работ или оказанных услуг, подписанный обеими сторонами;

— отчеты о выполнении работ;

— выставленные счета, в которых указано, за что должна быть произведена оплата.

Разные виды договоров

В ответ на приведенный выше перечень, вы можете возразить и сказать, что вся эта бумажная волокита ни к чему. За день у вас может проходить несколько клиентов, и что – с каждым подписывать договор на нескольких страницах? Да и клиенты могут заказать у вас разовую услугу, и больше вы с ними не встретитесь.

В зависимости от ситуации у вас могут быть разные варианты оформления отношений. Сделки, которые должны оформляться нотариально, мы рассматривать не будем.

Сделки между юридическими лицами или между гражданами и юридическими лицами должны совершаться в простой письменной форме (п.1 ст.161 ГК). Причем не обязательно составлять и подписывать один документ (традиционный договор). Есть и альтернативный способ – путем обмена документами по почте или через интернет, факс, телеграф, телефон.

Договор может быть заключен и путем направления оферты одной стороной и принятия ее другой (ст.432 ГК). Если вы что-то продаете на сайте, то вашу публичную оферту вы можете разместить на нем, она и станет вашим договором.

Если существенные условия договора прописаны в счете на оплату, то он также может рассматриваться как оферта. Оплата по счету – это акцепт оферты. Получать оплату от покупателя/заказчика по небольшим разовым продажам товаров или оказанным услугам удобно именно путем выставления счета.

Заведите отдельную папку под выставленные вами счета и подшивайте их туда. При перечислении вам платы в платежном поручении заказчик/покупатель укажет номер счета, который он оплачивает.

А вот если вы длительное время работаете с одним заказчиком, осуществляете постоянные поставки товаров, цена договора существенна, то целесообразно оформить полноценный договор, чтобы:

— предусмотреть в тексте все условия работы

— указать ответственность сторон при невыполнении условий контакта.

Договор пригодится и на случай судебных разбирательств.

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому и налоговому учету в интернет-бизнесе, пишите мне на странице . Узнайте, чем я еще могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .

Как платить налоги в онлайн-бизнесе