Агент интернет-магазинаМногие интернет-магазины, особенно работающие в крупных городах, дают возможность покупателю получить заказанный товар курьером, и оплатить наличными деньгами в момент доставки. Однако для многих интернет-магазинов это превращается в настоящий кошмар – покупка, регистрация, обслуживание кассового аппарата, соблюдение времени выдачи чека, сдача наличных в банк и т.п. Подробнее об обязанности выдавать чек .

Хорошо, что это можно переложить на чужие плечи! Большинство фирм, предлагающих услуги курьерской доставки, могут взять на себя обязанности по получению наличной выручки. В результате вы получаете выручку сразу на расчетный счет, курьерская служба – это агент интернет-магазина. Как организовать документооборот в интернет-магазине при работе с агентом, как вести учет – об этом говорим в статье.

Агент интернет-магазина для приема наличных

Реализацию товаров интернет-магазином через агента можно представить в виде такого алгоритма:

1. Магазин получает заявку от покупателя через сайт или по телефону. Стоимость доставки включается в стоимость заказа.

2. Заказанный товар передается магазином (принципалом) агенту для доставки.

3. Агент доставляет товар покупателю и получает с него наличные (на всю сумму заказа), пробивает кассовый чек.

4. Агент переводит оплату от покупателя на расчетный счет магазина за вычетом своего вознаграждения (обычно берется в %). Услуги по доставке, как правило, оплачиваются отдельно по выставленному агентом счету.

С точки зрения гражданского законодательства агент от имени интернет-магазина (принципала) и за его счет заключает с покупателем договор розничной купли-продажи (ст.1005 ГК). Внешне это выглядит как доставка товара и получение оплаты. С точки зрения законодательства имеет место не доставка, а передача товара покупателю, поскольку, когда курьер приносит покупателю товар, то договор еще не заключен (ст.492,493).

Документооборот между принципалом и агентом

Нормативные документы не регламентируют формы, по которым товар передается агенту от принципала. Поэтому можно создать и согласовать как приложение к договору такие документы, которые будут вам удобны. Как правило, у агента, давно работающего на рынке, уже разработаны такие формы, и он их вам предложит использовать.

На практике документооборот зависит от того, в каком виде товары передаются агенту от принципала.

1. Агент получает от принципала готовую «посылку» под конкретную заявку покупателя, т.е. товар комплектует, упаковывает, маркирует принципал. В этом случае с товаром принципал передает агенту документ, который затем пойдет покупателю. Это может быть накладная или документ с другим названием – см. ниже, а также статью про . Передача скомплектованных заказов агенту может подтверждаться отдельным документов, например, актом.

2. Агент получает партию товара заранее и производит комплектацию и упаковку самостоятельно, при получении подтвержденной заявки от принципала. При передаче партии товара оформляется накладная (например, по форме ТОРГ-12) или акт приема-передачи. Документы для покупателя по каждой заявке формирует агент.

После оказания услуг или по окончанию установленного периода (например, неделя или месяц) агент составляет и направляет принципалу отчет агента по приему денежных средств и доставке клиенту, в котором прописываются подробности выполненных заказов. Пример отчета вы можете видеть на рисунке.

Документооборот между агентом и покупателем

Теперь поговорим о том, какие документы должен передать агент покупателю. При этом будем иметь в виду следующее:

1. Для заключения договора розничной купли-продажи достаточно передачи покупателю кассового чека (ст.493 ГК).

2. Агенту необходимо иметь подтверждение того, что товар действительно передан покупателю (а это значит, что только выбить чек недостаточно).

3. Покупателю согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением правительства от 27.09.2007г. №612 необходимо довести дополнительную информацию до покупателя (название, свойства, цена товара, условия покупки, правила пользования, возврат и др.). Это тоже нужно сделать в письменном виде.

Получается, что передать покупателю только один кассовый чек недостаточно. Тем более что в чеке будут фигурировать реквизиты агента, а не интернет-магазина. Поэтому нужно, чтобы покупатель понимал, что агент действовал от имени магазина, а в случае претензий обращался в магазин, а не к агенту.

При продаже через агента не получится использовать товарный чек, т.к. он не содержит подписи покупателя, и к тому же на руках у агента снова ничего не остается.

Поэтому принципалу и агенту следует согласовать форму специального документа. Назвать ее можно как угодно, пусть это будет накладная. В ней можно указать следующую информацию:

— описание заявки покупателя – что заказано: название товара, количество, цена, итоговая стоимость и др.;

— данные продавца: название, ИНН, контактная информация;

— действие агента по поручению магазина на основании договора (дата и номер);

— гарантийные обязательства, порядок предъявления претензий;

— информация о доставке: дата и подпись покупателя о получении товара.

Документ составляется в 2 экземплярах, один остается у покупателя, другой – у агента.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете интернет-магазина при реализации товаров покупателю через агента возникнут следующие проводки:

Дебет 76 – Кредит 41 – товары переданы агенту

Дебет 76 – Кредит 90-1 – признана выручка согласно отчету агента

Обратите внимание: выручку нужно признавать на те даты, когда покупатель оплатил товар агенту! Признается выручка (доходы от продаж) в полном объеме – по суммам, которые уплатил покупатель, без уменьшения на удержанное агентское вознаграждение.

Дебет 90-2 – Кредит 76 – списана себестоимость переданных и проданных товаров согласно отчету агента

Дебет 51 – Кредит 76 – поступила на расчетный счет выручка от агента за минусом агентского вознаграждения

Дебет 44 – Кредит 76 – начислено вознаграждение агента (на дату отчета агента)

Дебет 44 – Кредит 76 – выставлен счет агентом за услуги по доставке

Дебет 76 – Кредит 51 – оплачены услуги по доставке с расчетного счета

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению в интернет-магазине, пишите мне на странице . Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .

Вебинар для интернет-предпринимателей