оферта интернет-магазина Договор-оферта представляет собой предложение для некоторой категории потенциальных клиентов оказать услуги или продать товары на указанных условиях. Гражданский кодекс дает определение оферты в п. 1 ст. 435.

Оферта интернет-магазина – это список правил работы продавца (подрядчика), которые он обязуется соблюдать при осуществлении своей деятельности.

Оферта интернет-магазина — понятие

Договор-оферта должен:

— удовлетворять требованиям, которые предъявляет законодательство к оферте,

— предоставлять четкую и однозначную информацию,

— содержать все сведения об условиях сделки,

— выражать готовность компании заключить договор.

Публичная оферта подразумевает доступность предложения для неопределенного и неограниченного круга потенциальных клиентов. Поэтому она может быть опубликована в любых СМИ, включая сеть интернет.

Договор публичной оферты накладывает на компанию обязательства перед любым обратившимся к ней покупателем или заказчиком по продаже товаров, оказанию услуг или выполнению работ в соответствии с предложением, закрепленным в оферте. Этого требует ст. 426 ГК РФ.

Поэтому организация, которая опубликовала публичную оферт, не имеет право отказать какому-либо клиенту, который обратился к ней с целью приобретения товаров (работ, услуг). Ограничение круга покупателей может быть обусловлено только требованиями закона. Например, определенные категории товаров нельзя продавать несовершеннолетним.

Размещение оферты на вашем интернет-сайте

Компании, которые ведут деятельность посредством интернет-сайтов, обычно публикуют оферту на своей интернет-странице, чтобы возможные клиенты могли ознакомиться с условиями продажи товаров или оказания услуг.

Оферта подразумевает перечисление всех правил и условий компании, по которым она готова заключать сделки с клиентами. Однако такой перечень не будет считаться офертой, если не выполняется одно условие: оферта должна четко и однозначно выражать намерение организации заключить договор.

В договоре-оферте обязаны содержаться все условия для заключения сделки. Поэтому он является основным документом, к которому будут апеллировать продавец и покупатель в случае возникновения споров и разногласий. Т.к. договор имеет юридическую силу, он может быть представлен в суде.

В связи с тем, что важность данного документы сложно переоценить, обычно компании публикуют договор-оферту на отдельной странице сайта и дают на него ссылку на видном месте главной страницы. Не забудьте написать, что размещенный документ является договором публичной оферты.

Однако некоторые компании публикуют оферту так, чтобы клиент не сразу ее увидел. При возникновении споров вам придется доказывать, что клиенту была предоставлена вся необходимая информация. Если на самом деле оферта интернет-магазина была размещена так, что ее было практически невозможно найти, суд , скорее всего, поддержит покупателя, а не компанию.

Существенные условия договора-оферты

Часто на сайте любой посетитель может увидеть описание товаров и услуг, их характеристики и цены. Если в этом перечне содержатся все существенные условия договора, то он признается публичной офертой, согласно п. 12 Правил дистанционной торговли.

Разберемся, какие условия считаются существенными для договора розничной купли-продажи:

— название или определение товара, услуги или работы, т.е. предмет договора,

— количество товара (объем работ, услуг),

— цена,

— условия доставки.

В соответствии с п. 26 Правил дистанционной торговли заказанный товар продавец обязан доставить клиенту по адресу, который указал покупатель. Покупку может принять как сам заказчик, так и другой человек, который представит документ, подтверждающий заказ товара. При оплате наличными в момент доставки такая проверка документов не имеет большого значения. Однако некоторые покупатели вносят предоплату. В этом случае компания имеет право попросить документы, подтверждающие личность или свидетельствующие о заключении договора-оферты.

В качестве такого подтверждения можно спросить у клиента паспорт, номер заказа или распечатанную квитанцию с вашего сайта с указанием заказанных товаров.

Обратите внимание!

  1. Компания не имеет право отказать клиенту, который изъявил желание купить товар или приобрести услугу (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).
  2. Условия оферты могут время от времени меняться, поэтому в предложении должно быть указано, сколько действуют текущие условия.

Акцепт

Клиент, который хочет заключить договор-оферту, должен принять его условия, подтвердив свои намерения акцептом (ст. 438 ГК РФ).

Моментов заключения договора с интернет-магазином (в соответствии с п. 20 Правил дистанционной торговли) признается факт совершения одного из следующих действий:

— выдача товарного или кассового чека или другого документа, который будет подтверждать факт оплаты товара (работ, услуг),

— получение продавцом заказа от покупателя на товар (работы, услуги). Не забудьте прописать этот способ заключения оферты в вашем предложении.

Обязательные пункты акцепта:

— официальное название продавца и его адрес,

— ФИО покупателя (плательщика) или получателя (если это разные люди),

— адрес, куда должны доставить товар или по которому должны быть оказаны услуги,

— наименование и количество всех приобретаемых товаров или услуг,

— обязательства клиента.

Еще до того, как клиент совершит акцепт, продавец обязан предоставить потенциальному покупателю следующую информацию:

— адрес и юридическое название продавца,

— основные свойства товара, место его производства, срок его годности,

— способы оплаты,

— срок действия данных условий.

Эти сведения можно расположить, например, на карточке товара.

Если данные требования не будут соблюдаться, то договор публичной оферты может считаться незаключенным. Поэтому не ориентируйтесь на оформление сайтов других интернет-магазинов.

Разделы договора-оферты

Название документа может быть: договор-оферта, договор публичной оферты, условия продажи и пр.

Заголовок не будет иметь значения, т.к., согласно Гражданскому кодексу, документы классифицируются исходя из их содержания, а не названия.

  1. 1.    Основные термины

Если в своей работе ваш интернет-магазин использует необычную схему взаимоотношений с покупателями и если вы торгуете специфическими товарами, обязательно заполните этот раздел, чтобы избежать неоднозначности толкования понятий.

Рекомендуем вам дать определения следующим терминам: Клиент, Покупатель, Плательщик, Продавец, Товар, Заказ, Перевозчик.

  1. 2.    Предмет договора

Этот раздел предназначен для описания того, о чем вы договариваетесь. В частности, о том, какой товар и на каких условиях вы поставляете или какую услугу, когда и как вы осуществляете.

  1. 3.    Акцепт

Необходимо прописать, какое действие покупателя приравнивается к принятию условий оферты.

  1. 4.    Возврат товара

Товар, который покупатель приобретает в интернет-магазине, может быть возвращен продавцу так же, как и товар, купленный в обычном магазине. Опишите правила и условия возврата купленных вещей.

  1. 5.    Претензии и споры

Опишите порядок выставления вам претензий. Из условий договора клиент должен понимать, что, прежде всего, в случае возникновения проблем, он обязан обратиться к вам. В случае, если спор не может быть улажен между вами и покупателем самостоятельно, конфликт следует решать в судебном порядке.

  1. 6.    Персональные данные

Непременно оговорите в договоре, что покупатель, принимая условия договора, соглашается на обработку своих персональных данных, а также передачу этой информации третьим лицам (в частности, службе доставки товара).

Данный пункт обязательно должен присутствовать в договоре-оферте, так как этого требует Роскомнадзор. Иначе вам могут грозить штрафы.

  1. 7.    Доставка товара

В данном разделе следует описать, кто и в какие сроки доставляет товар.

Также напишите, какие документы покупатель должен предъявить при доставке товара, чтобы получить покупку; как клиент должен принять товар и где подставить подпись, подтверждающую, что товар доставлен в надлежащем виде.

Если доставка не входит в стоимость товара, а оплачивается отдельно, укажите это в данном разделе.

  1. 8.    Оплата товара

Опишите способы оплаты товара: наличный/безналичный, предоплата/оплата по факту получения товара и пр.

  1. 9.    Другие обязательные данные

Их вы можете включить в предшествующие пункты или выделить в отдельные.

— права и обязанности сторон;

— форс-мажор,

— перечень документов, которые продавец должен предъявить покупателю,

— срок гарантии, гарантийный ремонт.

Подведем итог

Продавец должен:

— указать на сайте интернет-магазина исчерпывающую информацию о продавце, товаре и условиях совершения покупок,

— написать, что признается акцептом,

— ясно и подробно указать условия совершения сделки.

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому и налоговому учету в интернет-магазине, пишите мне на странице . Узнайте, чем я еще могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .

Как платить налоги в онлайн-бизнесе