учет домена

Интернет-бизнес без своего сайта, что рыбак без удочки – явление почти невозможное. К тому же мало создать сайт, надо ему еще дать свою «прописку» в интернете – зарегистрировать доменное имя. В самом общем понимании домен – это часть пространства в интернете, позволяющая получить доступ к сайту. Доменное имя – идентификатор, который служит для адресации сайтов. В этой статье мы обсудим, как вести учет домена и правильно признать расходы на его регистрацию.

Что такое доменное имя?

Прежде чем вести речь об учете и налогообложении расходов на регистрацию доменного имени, нужно понять его место в гражданском законодательстве. Действующим законодательством доменное имя не относится ни к объектам гражданских прав, ни к вещным правам, не является объектом интеллектуальной собственности. Хотя эта область до конца в законодательстве не урегулирована, судебные «доменные» споры ведутся постоянно.

Из определения доменного имени, которое можно найти в п.15 ст.2 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», можно сделать вывод, что доменное имя – это техническая процедура, которая составляет процесс адресации в интернете. Регистрация доменного имени – это приобретение технических услуг, направленных на обеспечение работы сайта.

Право пользоваться доменным именем появляется на основе договора о регистрации, который заключается с регистратором доменных имен. Оно существует в течение срока регистрации (обычно это год), который в дальнейшем можно продлить.

Отдельная ситуация, если в доменном имени размещен товарный знак. Это предусматривается гражданским законодательством. Такое доменное имя можно считать результатом интеллектуальной деятельности, т.е. интеллектуальной собственностью. Поэтому каждый случай регистрации доменного имени следует рассматривать отдельно. Далее в статье мы обсудим ситуацию по регистрации домена, которая не связана с использованием товарных знаков.

Налоговый и бухгалтерский учет домена

В большинстве случаев, когда доменное имя не связано с товарными знаками, услуги по его регистрации квалифицируются как возмездное оказание услуг. Расходы на регистрацию домена учитываются в зависимости от того, происходит это одновременно с созданием сайта или нет, является ли созданный сайт нематериальным активом или нет.

Подробно учет расходов на создание сайта мы уже обсуждали в этой статье. Что касается домена, то рассмотрим его учет более подробно.

Ситуация первая: созданный сайт – нематериальный актив. В бухгалтерском и налоговом учете затраты на первоначальную регистрацию доменного имени включаются в первоначальную стоимость сайта. Объяснение простое – без домена сайт не сможет функционировать.

В бухгалтерском учете и налоговом учете на общей системе налогообложения первоначальная стоимость сайта будет списываться ежемесячно через начисление амортизации:

Дебет 20, 26, 44 – Кредит 04(05)

В налоговом учете на УСН стоимость нематериального актива списывается в периоде его приобретения (создания) равными долями в размере уплаченных сумм на последнее число отчетного периода (ст. 346.16 НК).

Расходы на продление домена

Через год придется продлевать регистрацию домена. Изменять сформированную первоначальную стоимость нематериального актива, который уже амортизируется, нельзя. Поэтому расходы списываются отдельно:

  • в бухгалтерском учете: расходы по обычным видам деятельности (единовременно или постепенно, в зависимости от учетной политики организации) (п.п.4,5 ПБУ 10/99).:

При единовременном списании:

Дебет 20, 26, 44 – Кредит 60 – учтены затраты на регистрацию доменного имени.

При списании в течение срока регистрации:

Дебет 97 – Кредит 60 – сумма затрат на регистрацию

Дебет 20, 26, 44 – Кредит 97 – часть расходов списывается ежемесячно.

  • в налоговом учете на общей системе налогообложения: прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп.25 и пп.28 п.1 ст.264 НК);
  • в налоговом учете на УСН: как расходы на рекламу (пп.20 п.1 ст.346.16 НК РФ), если на созданном сайте размещена информация рекламного характера.

Если созданный сайт нематериальным активом не является, то расходы на регистрацию доменного имени списываются также как и в случае продления регистрации домена.

Регистрируя доменное имя для своего бизнеса, оформляйте его на имя организации или ИП, чтобы иметь возможность учесть такие расходы. Если домен будет оформлен на физическое лицо, с признанием расходов на его регистрацию возникнут проблемы. Также просите регистратора предоставить вам документы, которые подтвердят ваши расходы.

Если вам нужна консультация по ведению бухгалтерского учета в интернет-бизнесе, пишите мне на странице Контакты. Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу Услуги.

Как платить налоги в онлайн-бизнесе