Расходы на создание сайта – ваша «визитка» в интернете
Корпоративный сайт – это не только веяние моды, но и возможность рассказать о себе множеству потенциальных клиентов. Поэтому вопросом его создания озадачивается все больше офф-лайновых организаций, которые раньше и не помышляли о выходе в Интернет.
Конечно, создание нового сайта потребует определенных расходов, которые как-то нужно будет учитывать при налогообложении. И бухгалтеры задаются вопросом – как это сделать, чтобы не навлечь на себя гнев налоговой инспекции? Давайте разбираться вместе.
Об авторском праве замолвите слово…
Что такое сайт с точки зрения бухгалтера? Это актив, причем не имеющий материально-вещественной формы. Но можно ли считать его нематериальным? Посмотрим, какие требования предъявляет к НМА п.3 ст.257 НК РФ:
— нематериальным активом считаются результаты интеллектуальной деятельности, созданные либо приобретенные компанией-налогоплательщиком;
— данный объект НМА должен использоваться в деятельности организации (производстве продукции, оказании услуг и т.п.);
— период использования актива не может быть менее 12 месяцев;
— чтобы актив отнести к НМА организация должна обладать исключительными правами на него.
С первой частью определения все понятно – сайт создается на длительное время, имеет прямое отношение к основной деятельности фирмы, да и экономическую выгоду он вполне способен приносить. А вот имеет ли компания исключительные права на него?
Авторское право на произведение возникает непосредственно в результате его создания, причем регистрации или какого-то специального оформления этого права не требуется.
Если говорить об исключительных авторских правах, то они делятся на две категории:
— личные неимущественные права, которые неотделимы от автора произведения;
— имущественные права, которые автор вправе передать по авторскому договору.
Если присмотреться внимательно к сайту, то увидим два объекта для возникновения авторского права: сама программа, обеспечивающая работу сайта, и его дизайнерское исполнение. Но поскольку эти объекты выполнять свои функции отдельно друг от друга не могут, то в целях налогового учета сайт должен рассматриваться как единый объект.
Получается, что разработчик должен передать организации-заказчику не только созданный сайт в качестве единственного объекта авторского права, но и исключительные или неисключительные права на него.
Нематериальный актив или расходные материалы?
Первый вариант – когда компании передаются исключительные права на новый сайт. В этом случае он может учитываться в качестве нематериального актива, ведь все условия для этого выполняются. Только надо не забыть про документы, подтверждающие существование сайта, и про договор авторского заказа, в котором прописаны не только имущественные права, но и территория, и срок использования этих прав.
Итак, решено отнести сайт к нематериальным активам. Но как узнать его первоначальную стоимость, из чего она складывается?
Как правило, в первоначальную стоимость актива включаются расходы или на его создание (материальные затраты, расходы на оплату труда, на услуги сторонних организаций), или на его приобретение (доведение до состояния, пригодного к использованию). НДС и акцизы, конечно, в стоимость не включаются.
Если полученная стоимость актива больше 40 тысяч рублей, то он признается амортизируемым имуществом (п.1 ст.256 НК), соответственно, в этом случае сайт относится к нематериальным активам. Если же первоначальная стоимость сайта оказалась меньше этой суммы, то затраты на его создание стоит учитывать как материальные расходы.
Смотрим наши расходы на создание сайта. Первым стоит регистрация доменного имени, оно является неотъемлемой частью сайта, т.к. без него сайт не может функционировать. Поэтому эти затраты мы включаем в первоначальную стоимость сайта. Кстати, стоимость последующего продления регистрации домена включается в состав прочих расходов, на первоначальную стоимость сайта эти затраты не влияют.
Вторыми в списке будут затраты на хостинг, т.е. стоимость аренды места на сервере провайдера. Эти затраты учитываются как прочие расходы не зависимо от того, первоначальные они или последующие. Ну и, конечно, в первоначальную стоимость сайта входят расходы на его создание, т.е. сумма, уплаченная разработчику сайта по договору авторского заказа. Кстати, по вопросу учета затрат на создание сайта высказались и чиновники Минфина России в своем письме от 28.07.2009г. №03-11-06/2/136.
Когда все эти затраты учтены, смотрим на получившуюся сумму: если она более установленного лимита в 40 тыс.руб., то сайт однозначно является нематериальным активом, если же сумма меньше, то все затраты на его создание нужно единовременно учесть в составе материальных расходов в месяце начала использования этого сайта (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ, письмо Минфина России от 09.12.2010г. №03-03-06/1/765).
Теперь обратим внимание на срок полезного использования нематериального актива. Хоть он и устанавливается компанией самостоятельно, законодательные ограничения все-таки есть. Так, согласно п.2 ст.258 НК РФ, срок полезного использования сайта не может быть меньше двух лет. Поэтому в учетной политике организации надо указать как минимум такой срок, не меньше.
Пожалуй, это все, что касается отнесения сайта к нематериальным активам. Остается лишь добавить пару слов о его дальнейшем использовании, ведь сайт компании придется постоянно поддерживать в актуальном состоянии, а то и существенно дорабатывать. По сути, эти действия можно отнести к модернизации нематериального актива, но в случае с сайтом законодательство говорит следующее: расходы на улучшение характеристик сайта не увеличивают его стоимость, т.к. главой 25 НК РФ это не предусмотрено, а величина стоимости таких работ не имеет никакого значения (письмо Минфина России от 25.05.2009г. №03-03-06/2/105). Следовательно, расходы на модернизацию сайта надо списывать равномерно в течение всего оставшегося срока полезного использования (пп.26 п.1 ст.264 НК РФ, письмо Минфина России от 30.12.2010г. №03-03-06/2/225).
Расходы на создание сайта без исключительных прав
При передаче авторских прав на созданный сайт возможен и такой вариант, когда разработчик передает компании-заказчику неисключительные права на него. В этом случае невозможно учесть сайт как нематериальный актив. Что же тогда делать?
Ответ на этот вопрос содержится в назначении сайта, ведь он создается в первую очередь для рекламы и продвижения услуг компании. Следовательно, расходы на создание сайта можно отнести к рекламным расходам, ведь информация на сайте адресована неограниченному числу лиц (п.4 ст.264 НК РФ, пп.20 п.1 ст.346.16 НК РФ – для УСН). К этим же расходам можно отнести и затраты на хостинг. Кстати, расходы на размещение рекламы в сети Интернет не подлежат нормированию и учитываются в полном объеме.
Затраты на доменное имя можно учитывать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп.25 п.1 ст.264 НК РФ). Соответственно, они будут включаться в расходы равномерно в течение всего периода пользования доменом. Аналогично будут учитываться и расходы на перерегистрацию (пп.49 п.1 ст.264 НК РФ, письмо УФНС по г.Москве от 17.01.2007г. №20-12/004121).
Все вышесказанное относится и к ситуации, когда сайт создается силами сотрудников организации на бесплатной платформе, например, WordPress или Joomla!.
Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению расходов на создание сайта, пишите мне на странице . Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .
Добавить комментарий