совместные закупки - налоги

В одной из прошлых статей мы начали обсуждение, как платить налоги, если вы являетесь организатором совместных покупок. И раскрыли один из возможных вариантов организации такой деятельности – как розничную торговлю.

Однако на практике не менее популярно и представление деятельности по организации совместных покупок в несколько ином ключе – как посредническая деятельность. Есть ли основания рассматривать организатора закупок как посредника с точки зрения гражданского законодательства, и как платить налоги в этом случае? Давайте обо всем по порядку.

Нормы гражданского законодательства

Совершим небольшой экскурс в гражданское законодательство и посмотрим, что из себя представляют агентские отношения с точки зрения Гражданского кодекса.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст.1005 ГК).

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (ст.1006 ГК).

В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором (п.1 ст.1008 ГК).

Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом (п.3 ст.1008 ГК).

В нашей ситуации принципалом является участник закупки – физическое лицо, агент – организатор совместной закупки. Агент действует в интересах покупателя, в соответствии с условиями договора ищет и покупает для него конкретный товар. С продавцом товара (поставщиком) заключается обычный договор поставки (купли-продажи).

Обратите внимание: чтобы не нарушился смысл агентских отношений, дата заключения договора купли-продажи должна быть позднее даты заключения агентского договора. Иначе будет отсутствовать главное условие – действие агента по поручению принципала.

А что с налогами?

Если вы решили оформить свою деятельность с участниками закупки как агентские отношения, то для регистрации деятельности вам пригодится такой код ОКВЭД:

47.99.1 Деятельность по осуществлению прямых продаж или продаж торговыми агентами с доставкой

Если для своей деятельности вы создаете сайт, который используется как площадка для организации  закупок, то вам пригодится код:

63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность

63.12 Деятельность web-порталов

С точки зрения налогового законодательства вам больше всего подойдет упрощенная система налогообложения (УСН) с объектом «доходы». Доходом агента является агентское вознаграждение (организаторский процент). Ставка единого налога составляет 6% от доходов.

Суммы, которые поступают от покупателей (принципалов) в возмещение стоимости приобретаемых товаров, в составе доходов не учитываются (пп.1 п.1.1 ст.346.15, пп.9 п.1 ст.251 НК).

Обратите внимание: чтобы платить налоги именно с агентского вознаграждения, оно должно быть выделено в договоре или отчетных документах, составляемых агентом. Если в поступивших суммах невозможно выделить вознаграждение, то вся сумма, поступившая от покупателя, будет включена в состав доходов агента.

Договор и документы

Самый благоприятный вариант с точки зрения оформления документов, это составление их в бумажном виде:

  • агентский договор;
  • отчет агента.

Оба документа подписываются агентом и принципалом.

Но чаще бывает, что организатор и участники закупки не встречаются друг с другом лично. Возникает вопрос, как же при этом подписывать агентский договор и документы, подтверждающие факт выполнения действий агентом?

С точки зрения гражданского законодательства, вы можете представить свое предложение участникам совместной закупки как публичную оферту. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (ст.437 ГК).

Таким образом, организатор закупки вывешивает на сайте (форуме) свое предложение – публичную оферту – агентский договор. Участники закупки соглашаются с условиями предложения – происходит акцепт оферты. Акцептом может быть перечисление денежных средств участником организатору (ст.438 ГК). В итоге получается заключение договора с каждым клиентом в отдельности.

По итогам оказания услуг агент составляет в адрес принципала отчет (или акт), где указывается сумма агентского вознаграждения. Если не возможности подписать отчет отдельно с каждым принципалом лично (в формате бумажного документа), то рассмотрите следующие варианты:

  1. 1Отчет направляется каждому принципалу в электронном виде, либо размещается в личном кабинете участника закупки на сайте. В договор-оферту включается формулировка: если принципал не прислал письмо с мотивированным отказом от принятия отчета в течение 7 дней (число дней вы устанавливаете сами), то отчет считается принятым и подписанным принципалом. Форма отчета утверждается в приложении к договору, а также в договоре прописывается, каким способом принципал получит отчет (как его пришлют или где его вывесят).
  2. Составляется один коллективный отчет, который содержит данные агента – организатора закупки и всех участников – принципалов: ФИО, стоимость заказа, величина агентского вознаграждения. Форма такого отчета утверждается в приложении к договору-оферте, сам он после составления вывешивается на сайте. В договор включается та же формулировка, что и для предыдущего варианта.

Пример

Изменим условия примера, который мы рассмотрели в прошлой статье о налогообложении совместных покупок.  Предположим, что ИП Петрова – организатор совместных закупок, работает на УСН с объектом «доходы».

10 января Петрова на своем сайте вывесила договор-оферту, в котором предлагает свои услуги в качестве агента по закупке товаров – постельного белья у поставщика ООО «Постелюшка». Закупочная стоимость 1 комплекта у поставщика 1180 руб. (с НДС 18%). Вознаграждение агента составляет 20% от закупочной стоимости товара (указано в договоре). Таким образом, для покупателя каждый комплект обойдется в 1180 руб. + 236 руб.

15 января число участников закупки набрано, заявки собраны. Теперь участники закупки должны перечислить Петровой на ее счет денежные средства. Пусть общий заказ собран на приобретение 20 комплектов белья, итого 28 320 руб. Обратите внимание – эти деньги не являются доходами Петровой в полной сумме. Ее доходы – только агентское вознаграждение – 20% от полученных сумм.

В Книге учета доходов и расходов отражаются суммы агентского вознаграждения отдельно по клиентам или по датам поступления, например:

16.01 (выписка банка) Получено агентское вознаграждение от … (ФИО или физического лица) по договору № … от …  — 236 руб.

17.01 (выписка банка) Получено агентское вознаграждение от … (ФИО или физического лица) по договору № … от …  — 472 руб.

и т.д.

Важно: в момент поступления денег от покупателя уже должна быть известна величина вознаграждения агента. В противном случае все поступления налоговые органы потребуют включить в доходы (письмо Минфина от 28.03.2011г. №03-11-06/2/41).

После сбора денег с участников Петрова 20 января получает счет от поставщика на 23 600 руб. и оплачивает его. Поставщик отгружает товар. Организатор также оплачивает транспортные расходы ООО «Транспортная компания», которая занимается доставкой заказанного товара, стоимость доставки 1500 руб.

22 января Петрова получила товар и 25 января производит выдачу товара покупателям. В день передачи товара покупателю – принципалу обязанности агента по сделке будут считаться выполненными. На эту дату составляется отчет агента.

Понесенные организатором закупки расходы при объекте налогообложения «доходы» не учитываются. С полученных доходов (агентского вознаграждения) платится единый налог по ставке 6%. Из рассчитанного налога можно вычесть начисленные и уплаченные страховые взносы на ИП.

И снова о ЕНВД…

Бывают ситуации, когда организаторы совместных закупок пытаются «подогнать» свою деятельность под применение ЕНВД: арендуют небольшую площадь в магазине, заказы собирают на сайте, закупают товар на свои деньги, а затем передают их участникам закупок на арендуемой торговой площади и собирают оплату.

Несмотря на то, что обмен товара на деньги происходит в магазине, данный вид деятельности не становится розничной торговлей в понимании НК. Если у вас совместные закупки — налоги по ЕНВД платить не получится. Это все равно торговля по заказам. Образцы и каталоги продукции, цена товаров указываются на сайте, там же покупатель выражает свое желание купить товар, делает заказ.

Сравните: в обычном интернет-магазине покупатель также делает заказ на сайте, он может выбрать оплату наличными и забрать товар самовывозом. Отличий нет, так ведь? Поэтому и речи о применении ЕНВД быть не может.

Поэтому не вводите в искушение налоговых инспекторов оштрафовать вас на кругленькие суммы и доначислить налоги. Планируйте изначально свою деятельность в рамках законодательства!

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению совместных покупок, пишите мне на странице Контакты. Узнайте, чем я еще могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу Услуги.

Как платить налоги в онлайн-бизнесе