Совместные покупки: налоги платить обязательно!
Раньше налоговое ведомство мало интересовали совместные закупки. Но в последние годы обороты на этом рынке резко возросли, поэтому пройти мимо такого «пирога», не откусив свой кусочек, налоговики уже не могут. И если вы организуете совместные покупки, налоги придется заплатить. Только как все это устроить правильно, чтобы и не задолжать государству, и себя не обидеть?
Прежде чем вести речь о налогообложении, давайте подробно разберем смысл совместных покупкок и шаги, которые существуют в этом процессе. А затем взглянем на него с позиции уплаты налогов.
Что такое совместные покупки?
Совместные покупки (закупки) – это принцип организации покупки, когда несколько физических лиц объединяются в группу для приобретения товаров напрямую у производителя или оптового поставщика (варианты – на онлайн-аукционе, в интернет-магазине) по оптовым ценам.
Обязанности организатора закупки:
- выбирать ассортимент товаров;
- искать поставщиков;
- собирать заказы и оплату от покупателей (участников закупки);
- оплачивать товар поставщику, забирать его и передавать покупателям.
Организатором может быть физическое лицо или организация. За организацию закупки и компенсацию понесенных затрат организатор получает организаторский процент (оргпроцент, орг%, сбор). Его величина обычно 10-20% от цены закупки товара. Обычно покупатели кооперируются для закупок на тематических форумах, специализированных сайтах, в социальных сетях.
За счет небольшой величины организаторского процента, конечные цены для покупателя оказываются более выгодными, чем при покупке в розничном магазине.
Совместные закупки: налоги – платить!
Для начала определимся, является ли деятельность по организации совместных покупок предпринимательской деятельностью. Ведь если это не предпринимательство, то и регистрироваться не придется.
Определение предпринимательской деятельности дает ст. 2 ГК, выделяя такие характерные признаки:
- самостоятельная деятельность
- наличие риска;
- систематическое получение прибыли.
Если организатор осуществляет совместные закупки на регулярной основе, или как говорят, систематически (это 2 и более раза в течение календарного года), то деятельность является предпринимательской. Поэтому необходимо встать на учет как ИП, либо зарегистрировать организацию.
Если организация совместной закупки носила разовый характер, то регистрироваться не нужно. Однако с полученного дохода налог (НДФЛ) заплатить все равно придется – по ставке 13%, а также подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговые органы по итогам календарного года.
Такая позиция приведена в письме ФНС от 07.06.2013г. №АС-3-2/2057@. ФНС напоминает, что систематическая деятельность по организации совместных покупок без постановки на учет является незаконной предпринимательской деятельностью.
Как зарегистрироваться?
Допустим, вы на регулярной основе организуете совместные закупки, и встал вопрос о регистрации. Обычно в качестве организационно-правовой формы выбирается ИП. Чтобы зарегистрироваться, необходимо указать код ОКВЭД. Однако такого кода с названием «совместные закупки» мы в классификаторе не найдем. Какие же нам подойдут?
Выбор кодов будет зависеть от того, в какой форме будет оформлена деятельность – как торговля (купил-продал) или как агентские отношения (закупка в интересах покупателя):
47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет
47.91.1 Торговля розничная по почте
47.91.2 Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет
47.99 Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков
47.99.1 Деятельность по осуществлению прямых продаж или продаж торговыми агентами с доставкой
Если для своей деятельности вы создаете сайт, который используется как площадка для организации закупок, то вам пригодятся коды:
63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность
63.12 Деятельность web-порталов
Также вам потребуется открыть расчетный счет в банке, на который будут поступать денежные средства от покупателей. Почему опасно использовать личный счет, читайте здесь.
Торговля через интернет и посреднические услуги на ЕНВД не переводятся, поэтому как режим налогообложения выбирается общая система (ОСНО) или упрощенная (УСН). Более популярна упрощенная система, в которой можно выбрать один из двух объектов налогообложения – «доходы» (ставка 6%) и «доходы-расходы» (ставка 15%).
На сайте организатора закупок вывешивается договор-оферта, где прописываются все условия участия в закупке и процесс подачи заявки).
Теперь поговорим о том, как чаще всего на практике организуются совместные покупки с точки зрения налогообложения.
Вариант первый – розничная торговля
Вы покупаете товар, а затем продаете его с наценкой конечным покупателям – это торговля. Поскольку ваши покупатели производят закупку для личных нужд, то торговля является розничной. Оптимальный выбор с точки зрения налогообложения – УСН с объектом «доходы-расходы», ставка – 15% с разницы между доходами и расходами.
Пример
ИП Петрова – организатор совместных закупок в г. Тамбов, работает на УСН с объектом «доходы-расходы», имеет расчетный счет в банке.
10 января на своем сайте она открыла закупку на приобретение партии постельного белья производства ООО «Постелюшка» г. Иваново (на ОСНО). Минимальный объем партии – 20 комплектов постельного белья. Стоимость партии 23 600 руб. (оптовая цена 1 комплекта – 1180 руб.).
Петрова делает наценку (организаторский процент) в размере 20%. Для конечных покупателей, таким образом, стоимость приобретения 1 комплекта составит 1416 руб.
К 15 января объявлен Стоп закупки, поскольку набрано необходимое число заявок. Пусть это 20 участников закупки, каждый из которых заказал по 1 комплекту.
16 января Петрова направила заказ ООО «Постелюшки» на приобретение 20 комплектов белья. В тот же день ей был выставлен счет на оплату. Петрова объявила сбор денежных средств для участников закупки. Деньги были перечислены ей на расчетный счет каждым из участников.
Теперь немного прервемся и скажем о моменте признания доходов на УСН. На этом режиме налогообложения действует кассовый метод признания доходов и расходов. Доходы признаются в день получения денежных средств – в нашем примере это поступление авансов от покупателей на расчетный счет Петровой.
Если Книга учета доходов и расходов ведется предпринимателем вручную, то возможно занесение фамилии каждого покупателя, например:
17.01 (банковская выписка) Получен аванс от Ивановой И.И. за комплект постельного белья – 1416 руб.
При ведении учета в программах (1С: Бухгалтерии, онлайн-бухгалтериях) заносить ФИО каждого покупателя невозможно, да и не имеет смысла. Поэтому на практике заводится «физическое лицо», от которого и оформляется приход. Если есть несколько приходов от физлиц в один день, то их можно отразить одной строкой. Приходы в разные дни отражаются отдельными строками – по датам. Это особенно важно на границах кварталов и лет.
Продолжение примера
К 20 января все авансы от покупателей собраны и Петрова перечисляет деньги ООО «Постелюшки». Поставщик в тот же день отгружает партию товара. Заказ отправляется Петровой через ООО «Транспортная компания», слуги которой она 20 января оплатила с расчетного счета в сумме 1500 руб. (без НДС).
22 января Петрова получает свою партию товара, накладную на нее. Компания-перевозчик предоставляет акт.
Услуги по перевозке оплачены и оказаны, поэтому можно отразить их в составе расходов, сделав запись в КУДиР:
22.01 (акт, платежное поручение) Перечислено ООО «Транспортная компания» за услуги по перевозке партии постельного белья – 1500 руб.
25 января производится выдача товаров покупателям. Лучше всего, если факт и дата передачи товаров будет где-то зафиксированы. Например, можно составить накладные в 2 экземплярах для каждого покупателя (один для продавца, другой для покупателя).
После передачи товаров можно отразить в учете расходы на товары:
25.01, накладная для покупателя) Передан комплект постельного белья Ивановой И.И. – 1000 руб.
25.01 (платежное поручение, накладная поставщика, счет-фактура) Отражен НДС по приобретенным товарам – 180 руб.
В нашем примере поставщик – ООО «Постелюшки» работает на общем режиме налогообложения, поэтому если есть счет-фактура, то мы в КУДиР выделяем НДС отдельной строкой. Если поставщик на УСН, то этой строки в книге не будет.
Что у нас вышло в итоге:
доходы Петровой – 28 320 руб.
расходы на товары – 23 600 руб.
расходы на перевозку – 1500 руб.
доходы-расходы = 3220 руб.
единый налог: 3220 * 15% = 483 руб.
У предпринимателя могут быть и другие расходы, которые можно учесть. Например, на приобретение канцелярских товаров, на оплату хостинга для сайта, ведение бухгалтерского учета (если ведет сторонняя фирма), курьерских услуг, выплату заработной платы и т.п. Полный перечень расходов, которые можно учесть на УСН, приведен в ст.346.16 НК.
Кроме того, в расходах можно учесть и страховые взносы, который ИП платит на себя. Какую величину они составляют читайте здесь.
Закупки как контрабанда?
Движение «совместных покупок» зародилось как приобретение товаров на иностранных интернет-площадках. Такие товары ввозятся в страну в виде посылок и растаможиваются для личного использования, а не для предпринимательской деятельности.
Налицо – экономия на таможенных платежах и НДС. Невозможно поголовно поймать всех за руку на подобных нарушениях, однако есть риск, что налоговые инспекторы на признают расходы по товарам, ввезенным с нарушениями таможенного законодательства. Будьте осторожны!
В следующей статье мы поговорим, как отражать в учете ИП операции, если совместные закупки проводятся по варианту агентских отношений.
Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению совместных покупок, пишите мне на странице Контакты. Узнайте, чем я еще могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу Услуги.
Здравствуйте, занимаюсь СП из Китая, как вести отчетность, завести р/с, но там будут оплаты за границу, можно так? Можно обойтись без открытия р/с?
спасибо.
Отчетность зависит от того, какой режим налогообложения вы выбираете. Обычно это УСН. В этому случае по итогам года сдается налоговая декларация. Совместные закупки за границей сейчас на грани законности. Дело в том, что при получении таких посылок товары ввозятся в страну и растоможиваются для личного использования, а не для предпринимательской деятельности. Сейчас собираются резко ограничить получение товаров таким путем. По поводу использования личного счета вместо расчетного можно прочитать здесь http://buh-v-seti.ru/raschetyi-dengami/lichnyiy-schet-ip-dlya-predprinimatelskoy-deyatelnosti/. Расчеты в электронных деньгах между организациями и ИП запрещены.
Здравствуйте!
«на практике заводится «физическое лицо», от которого и оформляется приход. Если есть несколько приходов от физлиц в один день, то их можно отразить одной строкой.:
Поясните пожалуйста, имеется ввиду вообще объединение всех платежей за один день или имеется ввиду от одного покупателя?
Отгрузка (торг-12) будет в этом случае одна на «физическое лицо» или же все таки нужно будет оформлять для каждого покупателя отдельно?
Имеется в виду всех платежей за день, от всех покупателей — физических лиц. Если вы выдаете покупателям ТОРГ-12, то у каждого будет этот документ на сумму своей покупки. А в строке Покупатель будет указаны или реальные ФИО, или обобщенно «физическое лицо».
Здравствуйте! Меня интересует следующий вопрос — как в книге учета доходов и расходов можно учесть возврат денежных средств участникам за непришедший заказ?
На дату возврата денег отдельная запись Возврат аванса и в графу Доходы сумму с минусом.
Злравствуйте. Меня тоже интересует подтверждение реализации. Если, к примеру, у меня в закупке 300 участников, я каждому должна выписать ТОРГ-12? Есть ли какая-то альтернатива? Можно сделать 1 обобщенную ТОРГ-12 на всю закупку на «физическое лицо»?
Каким образом учитывать товар, который заказан для себя и отражен в ТОРГ-12 от поставщика?
Не обязательно ТОРГ-12, вы можете выписывать расходную накладную, она имеет более простую форму. А также доводить до покупателя дополнительную информацию, например, в информационном листке. Подробнее можно прочитать здесь: http://buh-v-seti.ru/internet-magazin/dokumentyi-dlya-pokupatelya-v-internet-magazine/ Да, каждому покупателю.
Товар, купленный для себя, никак не учитываете. Просто не отражаете его в учете и все.
Да, можно и так. Механизм расчетов пропишите в вашем договоре-оферте. В этом случае у вас будет работа по схеме «купля-продажа».
Здравствуйте!
Вопрос такой. Дело в том, что большинство СП организовано немного по другой схеме- орг выкупает за свои ср-ва, а потом средства возвращаются оргу. Можно ли будет работать по схеме- я сама положила деньги на счет и оплатила.
Здравствуйте!
Скажите, если собираешь оплату от покупателей на р/сч при совместных закупках, то обязательно ли наличие ККТ?
Нет, не обязательна. ККТ применяется только для наличных расчетов.
Спасибо большое за предоставленную информацию.
Доброго дня!
На сегодняшний день появилась необходимость в ККТ при ведении закупок?
И как можно принимать деньги на карту сб, к примеру? Нужно ли счет, к которому эта карта привязана, как-то оформить в налоговой отдельно?
Здравствуйте! Для, для совместных покупок организатор обязан использовать онлайн-кассу. Многие продолжают принимать деньги на карту, однако риск блокировки карты велик. Поэтому все больше организаторов переход на прием денег на расчетный счет. Если вы используете карту, то регистрировать ее в налоговой инспекции не нужно. Эта карта не должна использоваться вами для личных расчетов.