процесс интернет эквайринга

С повсеместным распространением пластиковых карт в России появилось больше возможностей принимать в интернет-магазине оплату с их помощью, т.е. интернет-эквайринг. Этот инструмент позволяет получить доступ к новых группам покупателей и предоставить более привлекательные условия оплаты для новых клиентов. Процесс интернет-эквайринга помогает сократить затраты на поддержание наличных денежных расчетов, инкассацию, обслуживание кассовой техники и т.п.

Однако подключение и работа с интернет-эквайрингом – это целая эпопея, в том числе и для бухгалтера, который обслуживает интернет-магазин. И для того, чтобы правильно составить проводки по зачислению денежных средств и начислить налоги, необходимо знать, как организовано движение платежей через интернет.

Процесс интернет-эквайринга — участники

В процессе интернет-эквайринга принимают участие следующие «игроки».

1. Покупатель, владелец пластиковой карты, который хочет заказать в интернет-магазине товар (услугу) и оплатить ее картой.

2. Продавец, интернет-магазин (или интернет-сервис), который занимается продажей товаров или услуг.

3. Банк-эквайер, получивший лицензию от международных платежных систем (Visa, MasterCard) на осуществление интернет-эквайринга. В банке может быть собственный процессинговый центр или заключен договор со сторонней организацией.

4. Процессинговый центр (другие названия — компания-интегратор, провайдер электронных платежей, платежный шлюз) располагает программно-аппаратным комплексом для обработки интернет-платежей. Центр может входить в состав банка или быть отдельной компанией, самые известные из которых PayOnline, Assist, PayU, Uniteller, МультиКарта, ChronoPay.

Процессинговый центр:

  • — проводит техническую интеграцию интернет-магазина с платежным шлюзом;
  • — предоставляет продавцу доступ в личный кабинет для просмотра статистики по заказам и их оплате;
  • — предоставляет услуги по оформлению платежной страницы под корпоративный стиль магазина;
  • — обеспечивает заключение договора с банком-эквайером.

Процессинговые центры финансовые операции по картам не осуществляют. У них другая задача – техническое обеспечение расчетов и организация информационных потоков:

  • — сбор данных о карте покупателя в безопасном интерфейсе;
  • — передача данных банку-эквайеру и обратно;
  • — передача клиенту данных о платеже;
  • — защита от мошеннических операций;
  • — в отдельных случаях – информационная поддержка покупателей в виде колл-центра.

5. Международные платежные системы (Visa, MasterCard и др.), обеспечивающие использование пластиковых карт как средств платежа.

6. Банк-эмитент, выпустивший карту покупателя.

Далее мы обсудим схему работы эквайринга, а как ведется бухгалтерский учет операций интернет-эквайринга, читайте здесь. С тонкостями и проблемами признания выручки на УСН по таким операциям почитайте в этой статье.

Схема работы интернет-эквайринга

Процесс интернет-эквайринга складывается из следующих шагов.


1. Клиент оформляет заказ в интернет-магазине.

2. Данные по заказу (номер заказа, номер магазина, сумма  и др.) клиента регистрируются магазином и направляются в процессинговый центр.

3. Покупатель направляется на страницу авторизации процессингового центра. Там он заполняет сведения по карте.

4. При поверке пароля покупатель перенаправляется на защищенную страницу банка-эмитента.

5. Процессинговый центр шлет запрос на авторизацию в банк-эквайер.

6. Банк-эквайер шлет запрос на авторизацию в платежную систему.

7. Платежная система пересылает запрос в банк-эмитент.

8. Банк-эмитент проверяет остаток по счету покупателя, блокирует нужную сумму, если она есть, посылает в платежную систему ответ с разрешением (отказом) оплаты.

9. Платежная система сообщает о транзакции банку-эквайеру, а тот дальше процессинговому центру.

10. Интернет-магазин получает ответ об успешном проведении транзакции (или отказе) от процессингового центра, далее доставляет товар.

Средняя ставка по услугам интернет-эквайринга составляет 3%. Не забудьте, что при приеме платежей с помощью интернет-эквайринга возникает обязанность применять кассовую технику. Почему так, читайте здесь.

А с кем у вас заключен договор интернет-эквайринга? Поделитесь своими отзывами и впечатлениями в комментариях!

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению с операциями интернет-эквайринга, пишите мне на странице Контакты. Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу Услуги.

Как платить налоги в онлайн-бизнесе