Учет и налоги при заказах через Глопарт
Настройка автоматических продаж обучающих курсов, пожалуй, одна из самых важных задач, которые должен решить предприниматель в сфере инфобизнеса. Решается она несколькими способами:
— подключается система приема заказов (e-autopay, ecommtools.com) в связке с платежным агрегатором (Робокасса, РБК-мани, Интеркасса и др.)
— подключается единый онлайн-сервис, который позволяет и формировать заказы, и принимать оплату.
Про особенности учета доходов в первой ситуации мы уже говорили в другой статье. Не менее интересна и вторая, которую мы разберем на примере широко известного сервиса Глопарт (Glopart.ru, Глопарт.Ру, Glopart LTD).
Ху из ху?
Как любезно сообщает нам Глопарт на своем сайте, он является площадкой для размещения продавцами своих товаров для дальнейшей реализации. Оплата цифровых продуктов происходит через платежного агрегатора Интеркасса.
Glopart.ru – это сайт (совокупность размещенных в интернет программ), который предоставляет пользователям автоматизированный интерфейс для расчетов при покупке-продаже цифровых товаров. Естественно, за пользование всем этим добром взимается плата.
Согласно договору-оферте, размещенной на сайте, комиссия взимается при успешном завершении сделки (т.е. при оплате заказа покупателем) и составляет 3% (но не менее 1 WMZ от стоимости товара, которую задает продавец при добавлении его на сервис).
Также комиссия взимается при выводе денег из системы: 3% на кошелек WebMoney, 7% на кошельки QiWi и Яндекс-кошельки.
По сути Глопарт – это посредник, на счет которого попадают платежи от клиентов, осуществленные через Интеркассу. Со своих же счетов он перечисляет вознаграждение партнерам и выводит деньги продавцам. Однако от такой миссии он открещивается, как черт от ладана!
В договоре-оферте п.1.3 говорится, что все расчеты внутри сервиса Glopart.ru, в том числе вывод средств, осуществляются в вебмани, которые денежными средствами не являются. Что же получается, реальные денежки покупателей превратились в фантики, и налоги продавцам платить ни к чему и не с чего? Я бы поостереглась делать такие выводы, надеяться на пробелы в законодательстве и нерешенные вопросы со статусом вебманей.
Надо отметить, что Глопарту все равно, как мы будем платить налоги, потому как он в РФ налоги не платит. Достаточно посмотреть реквизиты, чтобы убедиться в этом (здравствуй, оффшор!):
Что же остается делать нам?
Вариант 1- радикальный
В итоге могу вам посоветовать следующее. Если вы не работаете с партнерами – физическими лицами, то от Глопарта (есть еще один похожий сервис qwertyPAY), также как от вебмани, лучше всего отойти и искать варианты, которые будут более прозрачными и позволят получать деньги сразу на расчетный счет.
Сейчас много платежных агрегаторов, которые позволяют принимать деньги от покупателей различными способами и перечислять их вам сразу на расчетный счет (самые известные – Робокасса, РБК-мани, много и менее известных). При этом у вас будут адекватные акты по полученным деньгам, бумажные договоры, реестры платежей. С точки зрения бухгалтерии это идеальный вариант.
Если же вы работаете с партнерами – физическими лицами (почему именно физлицами – потому что если партнеры – организации и ИП, то они получают партнерские на расчетный счет), то там все грустно, и сервисы типа Глопарта для продажи обучающих курсов пока единственный вариант. Поэтому смотрим остальные варианты.
Вариант 2 – компромиссный
Компромисс в том, что вы по-прежнему используете продажи через Глопарт, но выводите денежные средства не на вебмани, а на Яндекс-кошелек и QiWi. Как мне подтвердили в техподдержке Глопарта, вывод возможен не только на кошельки физического лица, но и на корпоративные кошельки. А с корпоративного кошелька деньги легко попадают на расчетный счет.
Яндекс-деньги и киви – это полноценные электронные деньги (подробнее тут). Больше расходов на комиссии – безусловно. Зато меньше рисков, чем при использовании кошелька вебмани. Каких рисков – смотрите следующий вариант.
Вариант 3 – для смелых духом
Если вы смелы духом и страстно желаете сэкономить на комиссиях уже сегодня, то необходимо завести отдельный кошелек вебмани, который вы будете использовать только для получения доходов от предпринимательской деятельности (ничего больше проводить по нему нельзя). Это будет ваш корпоративный кошелек ИП.
Деньги, получаемые на корпоративный электронный кошелек, можно выводить только на расчетный счет. С корпоративного кошелька нельзя оплачивать услуги других организаций и ИП. Для вывода денег нужно открыть расчетный счет, если у вас его еще нет. Как выбрать банк для открытия счета, я .
Как правило ИП, занимающийся инфобизнесом, выбирает УСН «доходы». Поэтому он должен заплатить 6% со всех доходов, в том числе с получаемой выручки от продажи цифровых продуктов.
При получении денежных средств на ваш счет в сервисе Глопарт (титульные знаки, ценные бумаги, без разницы, как в документах они называются) ИП получает доход от продажи цифровых продуктов. С него необходимо начислить налог 6%.
Далее вы выводите деньги из системы, затем выводите с вебмани на расчетный счет, т.е. продаете ваши «ценные бумаги» и получаете деньги. В документах у вас будут именно эти формулировки – продажа ценных бумаг. У вас снова возникает выручка, теперь уже от продажи ценных бумаг. Формально тут снова возникает налог. Это ситуация не очевидная, спорная и налоги сейчас от этой операции никто не платит. Но это дело времени, пока наши налоговые органы не нашли здесь золотое дно. Более подробно про природу вебмани смотрите тут.
В этом и есть риск двойного обложения налогов. Риск доначисления налогов, пеней и штрафов. Именно здесь вы поймете, что зря сэкономили на комиссиях.
Как вести учет?
Думаю, что вне зависимости от выбора варианта 2 или 3, вас интересует, в какой сумме и на какую дату признавать доходы. Давайте обратимся к формулировкам Налогового кодекса:
«датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод)» (ст.346.17 НК).
Поступление денег на ваш лицевой счет в Глопарт денег от клиента может быть рассмотрен как «погашение задолженности иным способом». Клиент с вами уже расплатился, и эти деньги – уже ваши. Вы можете ими распоряжаться, например, вывести на электронный кошелек.
Когда признавать полученные вами доходы – спорный вопрос. Многие поступают просто – признают доходы на дату перечисления на расчетный счет и в той сумме, в которой они «дошли», т.е. уже очищенные от комиссий. Я не считаю это правильным.
Что касается Глопарта, то здесь могу посоветовать следующее:
1. В админке Глопарта есть таблица заказов, по которой видно кто и когда сделал заказ. Можно сделать выгрузку в виде таблицы с данными по оплатам, она будет иметь вид типа:
2. Доход признается на дату, когда покупатель перечислил деньги. Он уже расплатился с вами, деньги в системе уже ваши.
3. Доход признается в сумме, которую заплатил покупатель, т.е. столько, сколько стоит ваш продукт. На УСН «доходы» понесенные вами расходы (комиссии сервисам, при выводе) не учитываются.
Здесь стоит обратить внимание на возможные варианты при оплате комиссий:
- Покупатель оплачивает комиссию за свой счет. В этом случае ваш доход – это цена продукта, т.е. указанная вами на сайте.
Покупатель на сайте он видит цену продукта, а при оформлении заказа к цене продукта добавляется еще комиссия Глопарта. Для покупателя это очень неприятно! Поэтому этот вариант используется редко.
- Комиссию платит продавец. Доход признается в сумме, оплаченной покупателем. Он платит столько, сколько написано на вашем сайте.
Формы документов
Итак, с суммами и датами определились. Но на основании чего делать записи в КУДиР? Ведь там необходимо записать дату и номер первичного документа, а Глопарт никаких документов не предоставляет.
Ответ простой – сделать такой документ самостоятельно, например, в виде бухгалтерской справки. Утвердить его форму приказом. И пользоваться.
Форма может быть, например, такая:
В готовую форму данные легко вносятся из выгруженной таблицы заказов Глопарта. На скриншоте приведена ситуация, когда оплата комиссии производится за счет продавца. В книгу доходов пойдет сумма из графы «Сумма заказа».
Если у вас комиссию оплачивает покупатель, то в документе можно оставить только графу Сумма заказа, а остальные убрать.
Если вам нужна консультация по учету и налогообложению в интернет-бизнесе, пишите мне на странице Контакты. Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу Услуги.
Добрый день, Юлия! Спасибо за познавательную и полезную статью! То есть, получается, что работать как партнеру в инфобизнесе официально — это вообще проблемно? И не официально еще проблемнее…
Если тот же Глопарт всё-таки перечисляет партнерскую комиссию на корпортативный яндекс кошелек, откуда потом деньги падают на расчетный счет, то все хорошо с точки зрения налогов? А то, что авторы, чьи продукты рекламирует партнер (ИП официальный), обычные физ.лица это не является проблемой? В случае, если нал.органы будут смотреть глубже?
Благодарю.
Здравствуйте, Александр! Глопарт — это одна большая проблема. Как минимум потому, что подтвердить документально происхождение денег, поступающих на ваш счет, проблематично. Из всех документов у вас только оферта с сайта. Я бы посоветовала вам тоже делать бухгалтерские справки, наподобие тех, как в статье. Только там от имени автора курса она составлена, а вам нужно от партнера. По крайней мере там есть понимание, что вы продаете. И в случае вопросов банка или налоговой хотя бы что-то покажете — делаю то, вот такие курсы продал и т.п.
То, что сами авторы не платят налоги, вас не касается. Вам вознаграждение приходит все равно от глопарта, а не от автора (если на данный момент дело обстоит так, я давно не работала с этим сервисом, может что-то поменялось).
Спасибо, Юлия!